архивъ
 

Правила езды въ запряженной двуколке.

Общия указания.

1. При первоначальномъ обучении ездовыхъ, езда въ запряженной пулеметной двуколке (сначала – безъ укладки ея, а затемъ – съ полной укладкой), съ пулеметнымъ унтеръ-офицеромъ, но безъ номеровъ, производится въ манеже или въ обозначенномъ прямоугольникь такого размера, чтобы удобно было следить за обучающимися. При этомъ несколько двуколокъ могутъ быть сведены въ одну смену, езда которой производится применительно къ езде сменою въ кавалерии.

По усвоении ездовыми указанныхъ ниже правилъ, езду надлежитъ производить въ поле сначала на ровной, а затемъ и на пересеченной местности.

2. При рспределении запряжекъ, более сильныя и съ крепкой спиной лошади назначаются подъ ездовыхъ.

Изъ двухъ паръ более сильная запрягается въ корень.

3. Къ месту запрягания ездовыя выводятъ своихъ лошадей, держа поводья подручной лошади въ правой, а подседельной – въ левой руке, близъ удилъ. Вначаль обучения запрягание производится съ помощью номеровъ, а затемъ – и одними ездовыми.

По окончании запрягания ездовые связываютъ поводья своихъ лошадей и становятся: ездовой передняго уноса – передъ своей запряжкой, лицомъ къ ней, держа поводья подседьльной лошади въ правой, а подручной – въ левой руке; коренной ездовой – у леваго плеча своей подседельной лошади, лицомъ въ поле, придерживая связанные поводья правой рукой у холки.

4. По командесадись ездовые садятся верхомъ по правиламъ Строевого кавалерийскаго устава и разбираютъ поводья.

Уносному ездовому разрешается во время движения сидеть, несколько заваливъ правое плечо, чтобы иметь возможность оглядываться назадъ

Для надлежащаго упора и равновесия при управлении двумя лошадьми правыя стремяна ездовыхъ следуетъ несколько укорачивать.

5. По команде равняйсь ездовые выравниваются въ затылокъ.

Постромки должны быть несколько ослаблены; нашильники натянуты только тяжестью дышла.

6. По командеслезай ездовые сльзаютъ по правиламъ Строевого кавалерийскаго устава и становятся, какъ указано выше.

7. Для управления, посыла и наказания лошадей, каждый ездовой имеет нагайку съ петлей, въ которую продеваетъ кисть правой руки.

Въ случае надобности действовать нагайкой, ездовой передаетъ поводья подручной лошади въ левую руку и, взявъ нагайку за рукоять, концомъ кнутовища кверху, наносить ударъ наискось по крупу лошади съ наружной стороны, поворачивая немного корпусъ въ сторону удара. Помимо энергичнаго посыла и наказания, нагайкой можно пользоваться для легкаго посыла впередъ подручной лошади, для чего ездовой, оставляя ея поводъ въ правой рукь, захватываетъ рукоять опущенной внизъ нагайки въ правый кулакъ и дьйствуетъ ею по правому боку лошади, какъ хлыстомъ.

Аллюры и команды.

•  Правила объ аллюрахъ и командахъ, а равно и самыя команды для движения, остановки, равнения, поворотовъ и заездовъ пулеметной двуколки-ть же, что и для пулемета.

Движение запряженной двуколки.

•  Для начала движения ездовые заставляютъ своихъ лошадей одновременно лечь въ хомуты, для чего коренной ездовой высылаетъ свою пару со вторымъ шагомъ уносной пары; затемъ дальнейшимъ посыломъ ездовые сдвигаютъ двуколку одновременной тягой всехъ лошадей.

Какой бы аллюръ ни былъ скомандованъ, ездовые всегда начинаютъ движение шагомъ, переходя лишь съ 3-го или 4-го шага въ указанный коандою аллюръ.

•  Въ движении оба ездовые внимательно сльдятъ за постромками и гортами, которые должны быть натянуты сообразно со свойствами местности и со скоростью движения.

Каждая лошадь должна тянуть ровно и спокойно; налегать на хомутъ обоими плечами, держать голову прямо, идти съ легкимъ и одинаковымъ упоромъ на поводъ; не рысить на шагу, не скакать на рыси и не рвать на галопъ.

•  При переходе въ больший аллюръ ездовые увеличиваютъ его не вдругъ, а постепенно, начиная съ уносной пары, плавно, безъ дерганья какъ парами, такъ и одиночными лошадьми.

•  При переходе въ меньший аллюръ ездовые постепенно и плавно сдерживаютъ своихъ лошадей, сообразуясь со скоростью движения и со свойствами почвы.

•  При остановкахъ оба ездовые сдерживаютъ своихъ лошадей настолько, чтобы они прекратили участие въ тягь; затемъ, ездовой пердняго уноса, постепенно переходя въ меньший аллюръ, продолжаетъ движение съ ослабленными постромками до полной остановки двуколки, а коренной ездовой, все время сдерживая своихъ лошадей, плавно останавливаетъ двуколку.

•  При остановкь двуколки дышло ея должно оставаться в направлении движения.

Действие поводьевъ коренного ездового должно быть плавное, усиливающееся постепенно, по мерь натяжения нашильниковъ и напирания останавливаемой двуколки, и настолько согласное для обьихъ коренныхъ лошадей, насколько это нужно, чтобы каждая изъ нихъ одинаково приняла на себя сопротвление надвигающейся двуколки.

Остновитъ двуколку, коренной ездовой долженъ подать своихъ лошадей ньсколько впередъ, чтобы ослабить натяжение нашильниковъ.

Осаживание двуколки выполняется однимъ кореннымъ ездовымъ; ездовой же передняго уноса, оглядываясь назадъ, сльдуетъ за нимъ съ осладленными постромками.

Ввиду трудности осаживания для коренныхъ лошадей, таковое надлежитъ делать на протяжении не болье 6 шаговъ; въ тяжелыхъ условияхъ номера, спешившись, осаживаютъ двуколку, действуя на колеса ея.

•  Для того, чтобы исполнить поворотъ (заездъ) ездовой передняго уноса, ослабивъ постромки, описываетъ своею парою дугу радиусомъ отъ 6 до 12 шаговъ, въ зависимости отъ аллюра и грунта, причемъ внутреннюю лошадь ведетъ на шею впереди наружной. Коренной ездовой, следуя за ездовымъ передняго уноса, делаетъ поворотъ (заездъ), высылая внутреннюю лошадь на полъ-шеи впередъ, а наружную – несколько въ сторону, противоположную повороту (заезду).

•  При исполнении поворота (заезда) съ места, ездовые начинаютъ поворотъ (заездъ), пройдя предварительно по прямому направлению около 3-хъ шаговъ.

•  Въ случае необходимости поворота (заезда) радиусомъ менее 6 шаговъ, таковой исполняется однимъ лишь кореннымъ ездовымъ, уносный же ездовой оглядывается назадъ и следуетъ съ ослабленными постромками, способствуя коренному ездовому исполнить поворотъ (заездъ).

•  На спускахъ коренной ездовой заставляетъ своихъ лошадей сдерживать двуколку, а ездовой передняго уноса прекращуетъ тягу.

Рвы и канавы должно проходить, по возможности, въ перпендикулярномъ къ нимъ направлении, обоими колесами одновременно, не изменяя аллюра и не позволяя лошадямъ сделать прыжокъ. Очень глубокия кагавы и выбоины надлежитъ проходить наискось, сначала однимъ колесомъ, а затемъ другимъ, наблюдая при этомъ, чтобы двуколка не опрокинулась.

Невысокие валы, средней крутости, проходятся въ перпендикулярномъ направлении, усиливая аллюръ передъ ихъ прохождениемъ, но безъ дерганья лошадьми чтобы избежать разрыва постромокъ. При этомъ ездовой пердняго уноса, пройдя усиленнымъ аллюромъ вершину вала, сдерживаетъ своихъ лошадей на противоположномъ склонь.

***

 
обратно