архивъ

СТРЕВОЙ УСТАВ ПУЛЕМЕТНЫХ КОМАНД ПЕХОТЫ

О Т Д Е Л 5. Обучение езде.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Общие указания.

Глава I. Обучение езде верхом. Как держать лошадь, садиться на нее и слезать. Посадка. Управление. Аллюры, движение вперед и переход из одного аллюра в другой. Остановка. Езда по пямому направлению. Повороты на ходу. Перемена направления. Вольты. Движение направо или налево назад. Пороты на месте. Осаживание. Езда с поводом по строевому. Езда сменой.

Глава II. Прыгание через препятствия.

Глава III. Правила езды в двуколках. Езда парой. Езда по прямому направлению. Осаживание. Повороты. Прохождение углов. Перемена направления. Вольты. Употребление кнута. Езда сменой. Обучение езде пулеметных унтер-офицеров и ездовых в составе пулемета и езда с припряженной в унос лошадью. Езда по пересеченной местности. Езда по пересеченной местности с припряженной в унос лошадью.

 

Отдел V. Обучение езде.

Общие указания.

168. Параллельно с обучением номеров действиям при пулемете ведется обучение части прислуги езде верхом (Для успешности обучени я полезно назначать в распоряжение начальника пулеметной команды и полковых верховых лошадей.) и в двуколках, без участия в этих занятиях остальных номеров.

169. Из числа прислуги, состоящей при пулемете, должны уметь ездить верхом: пулеметный унтер-офицер и №№ 1, 6 и 7 и уметь управлять лошадьми в двуколках — ездовые и №№ 6 и 7.

Кроме того, езде верхом обучаются: фельдфебель, взводные унтер-офицеры и каптенармус команды.

170. От обучающихся верховой езде нижних чинов требуется прочная и правильная посадка и умелое управление лошадью на всех аллюрах и при движении по пересеченной местности, а равно преодолевание небольших препятствий.

171. Обучение езде верхом производится согласно указаниям, данным в главе I сего отдала.

172. От ездовых и №№ 6 и 7 требуется умелое управление лошадьми, запряженным и в двуколки, в различных случаях движения по ровной и пересеченной местности, при соблюдении правильной тяги, необходимой для сохранения сил лошадей.

173. Обучение езде пулеметных унтер-офицеров и ездовых вначале ведется раздельно; по усвоении ими необходимых правил и сноровок езда производится в составе „пулемета", т. е. пулеметного унтер-офицера и запряженных пулеметной и патронной двуколок.

ГЛАВА 1.

Обучение езде верхом.

Как держать лошадь, садиться на нее и слезать.

174. В строю спешенный всадник держит лошадь, взяв согнутою в локте правою рукою оба уздечные повода у подбородка лошади и придерживая концы их в свободно опущенной левой руке, стоя наравне с шеей лошади, с левой стороны, лицом в поле. Лошадь должна стоять ровно на всех четырех ногах и иметь голову приподнятою (черт. 12).


175. Для того, чтобы посадить обучающегося на лошадь—командовать:

САДИСЬ или По примем САДИСЬ, делай – РАЗ, делай—ДВА, делай — ТРИ .

Первый прием. Всадник делает поворот направо (черт. 13), закидывает поводья через шею лошади накрест, делает шаг вправо, правою рукою укорачивает поводья, разделяет их безыменным пальцем левой руки, пропускает концы поводьев поверх указательного под большой палец и наматывает на этот палец прядь гривы; затем, сжимает левую кисть и берет правою рукой путлище у стремени.

Второй прием. Всадник поднимает левую, ногу и вкладывает ее в стремя до половины ступни, наблюдая, чтобы не тронуть носком лошадь; правой рукой берется за заднюю луку, отталкивается от земли правой ногой и поднимается на левой ноге и руках; держа корпус прямо, переносит правую ногу вытянутой через круп лошади так, чтобы не задеть ее, и вместе с тем, отняв от задней луки правую руку, упирается ею в переднюю часть седла с правой стороны и, сжимая колени, плавно опускается в седло.

Третий прием. Всадник вкладывает правую ногу в стремя с наружной его стороны наблюдая, чтобы обе стремени находились на самой широкой части ступни и путлища внутренними сторонами были обращены вперед. Затем, выпустив гриву, разбирает поводья в обе руки, пропуская их между безымянными и мизинными пальцами вверх по ладоням так, чтобы лицевая сторона повода была обращена к мизинному пальцу (черт. 14); опустив концы поводьев поверх указательных пальцев и сжав кулаки, придерживает поводья большими пальцами (черт. 15).

Такой способ разбора поводьев называется манежным.

176. Для того, чтобы спешить обучающегося — командовать:

СЛЕЗАЙ или

По приемам СЛЕЗАЙ, делай—РАЗ, делай —ДВА, делай—ТРИ.

Первый прием. Всадник, взяв в левую руку оба повода, как указано в первом приеме предыдущей статьи, берется левой рукой за гриву, кладет правую руку на переднюю часть седла с правой его стороны и вынимает правую ногу из стремени.

Второй прием . Всадник переносит правую ногу через круп лошади и ставит ее на землю, после чего вынимает левую ногу из стремени и приставляет ее к правой, а правую руку опускает отвесно.

Третий прием. Всадник, перехватывая поводья в правую руку, у подбородка лошади, выпускает гриву, делает шаг влево и, повернувшись налево, становится, как указано в ст. 174.

177. По командам САДИСЬ или СЛЕЗАЙ всадникъ исполняет указанные в ст. ст. 175 и 176 приемы без разделений.

178. Для того, чтобы обучающейся сел (слез) с правой стороны лошади — командовать:

Справа САДИСЬ (слезай) или

По приемам справа САДИСЬ (слезай), делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ.

Всадник по исполнительной команде (а если садится по приемам, то по команде: делай— РАЗ), переходит на правую сторону лошади и садится по правилам, данным в ст. 175 (при слезании — в ст. 176), причем все указанное в ней для левой руки и ноги будет относиться к правой руке и ноге, и обратно. Точно также всадник слезает в правую сторону и становится, применительно к ст. 174, с правой же стороны.

Если бы понадобилось посадить всадника, стоящего с правой стороны лошади, с левой стороны, то следует командовать: слева— САДИСЬ.

Посадка.

179. В седле следует сидеть непринужденно, совершенно спокойно, без всякой натяжки, сохраняя свободу движения всех частей тела, независимо одна от другой. Напряжение в посадке лишает ездока возможности чувствовать всякое движение лошади и оказывать ей, смотря по надобности, помощь или противодействие.

180. Тело всадника разделяется на три части: две подвижные, а именно: верхняя — от головы до поясницы, и нижняя — от колен до пяток, и малоподвижную — средняя, от поясницы до колен.

181. При правильной посадке следует сидеть возможно глубже в седле на обеих седалищных костях; положение корпуса должно быть отвесно, без выгиба поясницы вовнутрь, так как только при таком положении ее смягчаются толчки и для всадника, и для лошади.

Плечи держать свободно опущенными; не горбиться. Голову и шею держать прямо, не откидывая назад, не вытягивая и не опуская подбородка и смотря прямо перед собой (черт. 16).

182. Руки делятся на три части: верхняя — от плеча до локтя (плечевая кость), средняя — от локтя до кисти (предплечье) — и кисть.

Верхняя часть рук, свободно опущенная вниз, должна касаться, но не быть прижа ­ той к телу.

Средняя часть рук должна слегка касаться туловища всадника, чем приобретается более устойчивое положение их (прижимание рук к телу всадника вызывает поднятие плеч и нежелательную напряженность всей посадки).

Кисти рук должны быть слегка согнуты вовнутрь, а пальцы сжаты в кулак, причем ими надо владеть настолько, чтобы быть в состоянии освободить или несколько набрать тот или другой повод. Большие пальцы должны быть полусогнуты, прижимая проходящие под ними поводья. Кисти рук держатся на одной высоте, на кулак одна от другой. Для мягкости управления необходимо, чтобы не только кисть, но и вся рука, в случае надобности, была подвижна, а не прижата мертво локтем к телу.

183. Ляжки, при правильно пригнанных стременах, направляясь вниз и, сообразно сложению всадника, немного вперед, должны лежать плотно и плоско к седлу, а колени — быть к нему привернутыми, оставаясь неподвижными. Чем больше точек соприкосновения средней части тела всадника с лошадью, тем глубже и крепче посадка, тем всадник меньше отделяется от седла при выбивающих движениях лошади и тем прочнее держится в седле, т.е. имеет шлюсс.

184. Шлюсс и баланс (равновесие), взаимодействуя, способствуют крепости посадки; при недостаточном шлюссе всадник пользуется только равновесием, не дающим еще полного спая с лошадью; при недостаточном же равновесии всадник излишне тратит силы, чтобы держаться в седле помощью шлюсса.

185. Внутренняя сторона ноги всадника от колена до щиколотки, обращенная к лошади, называется шенкелем и служит для управления лошадью. Эта часть ноги, свободно опущенная от колена вниз, внутренней стороной должна касаться бока лошади; при этом пятка должна быть несколько ниже носка, а носок —слегка развернут.

186. Ноги, не будучи напряжены, должны всегда чувствовать лошадь, спокойно, без упора, держа стремя на самой широкой части ступни.

Примечание. Стремя должно быть пригнано так, чтобы у всадника, приподнявшегося на стремена, выпрямившего при этом ноги и имеющего ступни в горизонтальном положении, был кулак расстояния между разрезом (промежностью) и седлом.

При подобной пригонке и при правильной посадке стремя, не взятое на ногу, должно прийтись на два пальца выше верхнего края каблука.

После первоначальных уроков езды со стременами, когда всадники достаточно освоятся с седлами, следует производить езду без стремян, так как такой ездой приобретаются шлюсс и баланс, без которых невозможно прочно сидеть в седле.

Управление.

187. Всадник управляет лошадью поводьями и шенкелями, а содействует управлению уклоном корпуса.

188. Поводья и шенкеля называются внутренними и наружными. При езде направо правый повод и правый шенкель называются внутренними, а левый повод и левый шенкель — наружными; при езде налево — обратно.

Ездой направо называется движение по кругу или прямоугольнику слева направо, а ездой налево — движение справа налево.

180. Поводья, как на месте, так и на ходу, должны быть натянуты одинаково и настолько, чтобы всадник чувствовал легкий упор рта лошади на удило.

190. Если бы всаднику понадобилось укоротить или удлинить поводья, то он укорачивает или удлиняет сначала один, а затем другой повод. Для того, чтобы укоротить или удлинить правый повод, всадник, не выпуская из левой руки левого повода, берет ею свободную часть правого, а затем передвигает кисть правой руки вдоль правого повода насколько нужно вперед или назад; после того укорачивает или удлиняет подобным же способом и левый повод.

191. По команде ОПРАВИТЬСЯ всадник перекидывает оба повода через шею лошади: правый повод на левую, а левый на правую сторону и, держа поводья в левой руке, отдает их, оглаживает лошадь, а сам оправляется; по команде же СМИРНО разбирает поводья, как указано в ст. 175.

192. Действие шенкелей следует всегда согласовать с действием поводьев; смотря по необходимости, шенкеля нажимаются с большей или меньшей силой — прикосновением к бокам лошади или даже толчком, при чем следует сообразоваться с темпераментом лошади и тем, что от нее требуют. Шенкелем должно действовать так, чтобы, прикладывая его или ударяя им, отнюдь не поднимать и не отделять колена и вообще не изменять посадки.

Шпоры служат для усиления действия одного или обоих шенкелей, когда лошадь им не повинуется. Для этого следует нажимать шенкелем, пока шпора не коснется бока лошади, и постепенно усиливать нажатие шпорой совместно с нажатием шенкеля.

Как наказание, шпоры употребляются, когда лошадь отказывается от повиновения.

Для этого следует, подав корпус несколько назад, сесть глубже в седло и, плотно обхватив лошадь ляжками (а для посыла вперед — и отдав немного повод), резко и отрывисто ударить шпорами между подпруг или у заднего края одиночной подпруги. Если лошадь не повинуется сразу, следует усиливать наказание повторными и учащенными ударами шпор, не ослабляя при этом действия шенкелей, до достижения полного подчинения.

Аллюры, движение вперед и переход из одного аллюра в другой.

193. При езде конных чинов пулеметных команд без пулеметов употребляются следующие аллюры:

1) Шаг — 10—12 минут верста.

2) Рысь — 5 минут верста.

3) Галоп — 2 1/ 2 — 3 3/4 минуты верста.

4) Карьер — во весь ход лошади.

194. Для определения аллюров употребляются команды:

Шагом, рысью, галопом и в карьер. Для движения каким-либо аллюром с места или для перехода из меньшего аллюра в больший, к команде, определяющей аллюр, добавляется команда МАРШ, а для движения в карьер МАРШ—МАРШ.

Для перехода из большего аллюра в меньший исполнительная команда МАРШ не произносится, а лишь подается протяжно команда, означающая новый аллюр.

195. Подавая лошадь вперед с места каким бы то ни было аллюром, следует нажать шенкеля и тем заставить лошадь выступить плавно вперед.

То же самое исполняется и при переходе из меньшего аллюра в больший.

При переходе из большего аллюра в меньший всадник, нажав шенкеля и подав корпус назад, натягивает поводья и плавно переводить лошадь в новый аллюр, после чего прекращает усиленное действие шенкелей и поводьев и принимает положение корпуса, указанное в правилах о посадке.

Плавность перехода в этом случае имеет особенно важное значение.

196. Шаг. При движении шагом всадник должен вести лошадь несколько собранною, свежим н мерным ходом, наблюдая при этом, чтобы она не рысила.

197. Рысь. При движении рысью всадник наблюдает, чтобы лошадь шла ровным и правильным ходом и не заскакивала. При этом всадник должен сохранять установленную посадку, не болтать руками и не толкать лошадь шенкелями.

198. Для облегчения лошади и всадника применяется езда облегченною рысью, которая отличается от только что указанной тем, что от толчков лошади следует через шаг приподниматься и плавно опускаться в седло. Когда всадник опускается одновременно с постановкой левой передней ноги лошади на землю, то он едет облегченною рысью под левую ногу, и наоборот.

При езде облегченною рысью следует слегка подать корпус вперед и усилить шлюсс. Для перехода от облегченной рыси к учебной и обратно подаются команды: УЧЕБНОЮ РЫСЬЮ или ОБЛЕГЧЕННОЮ РЫСЬЮ.

Облегченною рысью следует ездить во всех случаях, исключая указанных командой репризов при обучении езде .

Примечание. Опускание всадника в седло через шаг утомляет одну какую-либо ногу лошади, а потому при езде облегченною рысью следует менять ногу. Для этого, поднявшись на стременах и пропустив в таком положении 2 шага лошади, продолжают движение облегченною рысью под другую ногу.

В манеже при езде направо следует ездить облегченной рысью под правую ногу, при езде налево — под левую.

Хорошо ездящий всадник должен быть в состоянии ездить облегченной рысью без стремян.

199. Галоп. Галопом лошадь может идти с правой или с левой ноги. Галопом с правой ноги называется галоп, при котором лошадь, выставляя правое плечо, выбрасывает правую переднюю ногу; галопом же с левой ноги — при котором она, выставляя левое плечо, выбрасывает левую переднюю ногу. Задом лошадь должна идти с той же ноги что и передом.

Неправильным галопом (лошадь крестит), называется движение, при котором лошадь идет передом с одной, а задом с другой ноги.

При езде направо лошадь должна идти галопом с правой ноги, а при езде налево - с левой.

Чтобы поднять лошадь в галоп с которой либо ноги, с места или с шага, всадник взяв внутренний повод на себя, собирает лошадь вовнутрь; затем, пройдя три шага шагом, он натягивает наружный повод и одновременно с этим, толчком наружного шенкеля, не отнимая внутреннего, заставляет лошадь подняться с соответствующей ноги в галоп, после чего отдает несколько поводья.

При движении галопом всадник передает тяжесть своего тела на внутреннюю сторону, уклоняя корпус и внутреннее плечо слегка назад. При этом, отнюдь не отделяясь от седла, он должен избегать качания корпуса и ног.

200. Для перехода с рыси в галоп, всадник должен сначала сделать полуодержку, а затем исполняет указанное в ст. 199.

201. Полуодержка есть такой прием управления, которым всадник заставляет лошадь сдать повод и подвести под себя зад. Чтобы сделать полуодержку, всадник на расстоянии трех-четырех шагов сокращает ход лошади, применяя приемы, указанные в ст. 195 для перехода из большего аллюра в меньший, но с той только разницей, что с третьим-четвертым шагом он отдает несколько повод, не ослабляя шенкеля, и переходит в новый аллюр или же продолжает движение прежним аллюром, в зависимости от того, когда и для чего полуодержка делается.

202. Для перехода с галопа на рысь всадник делает полуодержку; при этом, нажимая сильнее внутренний шенкель (при галопе с правой ноги — правый, а при галопе с левой — левый), он ставит лошадь на рысь, после чего ослабляет действие повода, а нажатием шенкелей доводит ход лошади до установленного размера.

203. Карьер — полный мах лошади.

При движении в карьер следует подать руки настолько вперед и вниз, чтобы дать лошади возможно больше вытянуться и развить наибольшую скорость, и, выслав лошадь шенкелями или шпорами, наклонить корпус слегка вперед, опираясь при этом на колени и отчасти на стремена.

Остановка.

204. Для остановки командовать:

СТОЙ.

По этой команде всадник, нажав шенкеля и подав корпус назад, натягивает поводья и плавно останавливает лошадь.

Когда же лошадь остановится, он прекращает усиленное действие шенкелей и поводьев и принимает положение, указанное в правилах посадки.

Езда по прямому направленно.

205. При езде по прямому направлению всадник ведет лошадь в ровных шенкелях и на ровных поводьях, наблюдая , чтобы она не уклонялась ни в какую сторону, а если бы это случилось, то заставляет лошадь взять прежнее направление поводом той стороны, в которую должно ее направить, и противоположным шенкелем. Если бы лошадь стала выносить зад в какую-либо сторону, то должно воспрепятствовать этому соответствующим шенкелем.

Повороты на ходу.

206. Для поворота на 1/4 круга направо или налево, на ходу, командовать:

1) Направо или Налево, или Правое, плечо вперед, или Левое плечо вперед.

2) МАРШ.

По исполнительной команде всадник поворачивает лошадь на ходу на 1/4 круга и продолжает движение в новом направлении.

Поворот должен быть исполнен так, чтобы лошадь описала дугу; для этого всадник берет ее в шенкеля, натягивает внутренний повод, нажимает наружный к ее шее и, не отнимая внутреннего шенкеля, наружным заставляет исполнить поворот; в то же время всадник уклоняет корпус во внутреннюю сторону.

207. Для полуоборота направо или налево на ходу — командовать:

1) Пол-оборота - направо или Пол-оборота налево.

2) МАРШ.

По последней команде всадник, руководствуясь изложенным выше, на ходу поворачивает лошадь в назначенную сторону на 1/8 часть круга и следует в новом направлении.

208. Для поворота кругом на ходу — командовать:

1) Направо кругом или налево кругом.

2) МАРШ.

По последней команде всадник останавливает лошадь, исполняет поворот согласно ст. 207 и стоит неподвижно до команды Прямо. По этой команде он проходит три шага шагом, а затем продолжает движение тем же аллюром, которым шел до поворота; если же шел галопом, то продолжает движение галопом с другой ноги.

Перемена направления.

209. Перемена направления исполняется двояко: через середину манежа от одной его стены до другой под прямым углом или от одного угла к другому наискось по выходе всадника из угла на длинную стену манежа.

Для перемены направления — командовать:

1) Перемена направления.

2) МАРШ.

В первом случае по этой команде всадник поворачивает лошадь согласно ст. 207, следует к противоположной стене и, дойдя до нее, поворачивает в другую сторону, переменяя тем направление; во втором случае команда Марш подается так, чтобы всадник начал перемену направления пройдя шесть шагов от угла по длинной стене. По команде Марш всадник поворачивает лошадь настолько, чтобы, следуя наискось манежа, выйти на противоположную стену его, в расстоянии шести шагов от угла, и таким образом меняет направление (черт. 17).

Если перемена направлен и я производится на галоп, то всадник, дойдя до противоположной стены, переводит лошадь в шаг и, пройдя три шага, установленных для подъема в галоп с шага, следует галопом с другой ноги.

Вольты.

210. Вольтом называется описываемый всадником на ходу круг, диаметром от 6 до 9 шагов.

Для исполнения вольта — командовать:

1) Вольт направо (вольт налево).

2) МАРШ.

По последней команде всадник, исподволь отводя лошадь от барьера, описывает круг указанного выше размера, для чего натягивает внутренний повод и, не сдавая наружного, слегка уклоняет поводья в сторону поворота; нажимает шенкеля, уклоняет корпус вовнутрь вольта и заставляет лошадь исполнить вольт так, чтобы зад ее шел по следам переда. Если лошадь отходит круто от барьера (вваливается в вольт), то всадник препятствует этому действием наружного повода и внутреннего шенкеля; если же, наоборот, лошадь делает круг больше установленного размера (вываливается из вольта), то всадник усиленным действием внутреннего повода и наружного шенкеля побуждает ее принять должное направление; если лошадь выкидывает зад наружу, то всадник препятствует этому действием наружного шенкеля.

По окончании вольта всадник продолжает движение по прямому направлению.

Движение направо или налево назад.

211. Для того, чтобы всадник сделал направо или налево назад, командовать:

1) Направо - назад или Налево - назад.

2) МАРШ.

По этой команде всадник сначала описывает половину вольта, по правилам, данным в предыдущей статье, а по исполнении этого идет полуоборотом к стороне барьера, дойдя до которого, следует в новом направлении (черт. 18).

Если направо или налево - назад производится на галопе, то для продолжения движения после поворота следует руководствоваться указанным для галопа в ст. 209.

212. Движение направо или налево назад может быть исполнено и в обратную сторону, т. е. при езде направо — налево-назад, а при - езде налево — направо-назад, но лишь на шагу и на рыси.

В этих случаях всадник отводит лошадь полуоборотом вовнутрь манежа, а затем описывает полувольт к стороне барьера (черт. 19).

 

213. Для поворота на 1/4 часть круга направо на месте командовать:

1) Направо.

2) МАРШ.

По команде марш всадник заставляет лошадь повернуться так, чтобы ее перед описал 1/4 круга, а зад остался на месте, для чего берет лошадь в шенкеля, натягивает правый повод, нажимает левый повод к шее лошади и усиливает действие левого шенкеля.

К концу поворота всадник останавливает лошадь, прекращая действие повода и левого шенкеля и встречая в то же время ее правым шенкелем.

Поворот на 1/4 круга налево делается по команде налево — марш, применительно к изложенному выше для поворота на 1/4 круга направо.

Для полуоборота направо или налево на месте командовать:

1) Пол-оборота направо или Пол-оборота налево.

2) МАРШ.

По последней команде всадник исполняет указанное выше, но не на 1/4 круга, а на 1/8 часть его.

214. Для поворота кругом на месте командовать:

1) Направо кругом или Налево кругом.

2) МАРШ.

По команде марш всадник, соблюдая правила, установленные для поворотов на 1/4 круга, делает двойной поворот, т. е. описывает передом лошади 1/2 круга, не прерывая движения, покуда лошадь не станет по той же лиши головою в противоположную сторону.

Осаживание.

215. Для того, чтобы всадник осадил лошадь, командовать:

1) Назад равняйсь.

2) МАРШ.

По последней команде всадник, стоявший на месте, подав корпус слегка назад и взяв лошадь в шенкеля, натягивает на себя ровно оба повода и плавно осаживает лошадь так, чтобы она не откидывала зада в сторону. Когда лошадь осадит на три шага, всадник прекращает действие повода, а шенкелями останавливает лошадь.

Затем снова осаживает на три шага и, останавливает лошадь по тем же правилам и таким же порядком продолжает осаживание.

По команде СТОЙ всадник поступает как и после первых трех шагов осаживания и прекращает таковое.

Осаживать лошадь должно всегда шагом.

Если всадник двигался, то по последней команде останавливает лошадь и исполняет все указанное для осаживания с места. Для продолжения движения — командовать:

ПРЯМО.

Осаживание не должно производиться, более чем на 6—10 шагов.

Езда с поводом по строевому.

216. По усвоении обучающимся правил управления лошадью поводьями, разобранными в обе руки, надлежит перейти к езде с поводом в одну руку.

Для разбора поводьев в одну руку — командовать:

Повод по строевому.

По означенной команде всадник перекладывает правый повод в левую руку между указательным и средним пальцами и, пропустив далее оба повода между указательным и большим пальцами, зажимает кулак, повернув его ногтями книзу; правая кисть накладывается на левую так, чтобы поводья были разделены указательным, средним и безымянным пальцами (черт. 20).

217. Правила управления лошадью, данные для езды при разборе поводьев в обе руки, применяются полностью и для езды с поводом „по строевому", но с нижеследующими особенностями для действия поводьев:

а) Для изменения длины поводьев или для выравнивания их надлежит правою рукой взять оба повода ближе к концам и, подвинув вдоль поводьев левую руку соответственно вперед или назад, зажать левый кулак и вновь наложить правую руку на левую.

б) Чтобы взять повод на себя или отдать его, надлежит соответственно подать обе кисти назад или вперед, усиливая, если нужно, действие поводьев соответственным движением рук в локтях.

в) Для поворотов надлежит кисти рук повернуть в сторону поворота, приближая к себе и уклоняя несколько книзу большой палец, обращенный к стороне поворота.

Езда сменою.

218. Несколько всадников, сведенных вместе для совместного обучения, составляют смену.

Для успешности обучения смена, по возможности, не должна состоять больше, чем из 15 всадников, так как иначе наблюдение за ними становится затруднительным.

Примечание. При этом следует помнить, что целью обучения езде является выработка смелого активного ездока; обучение же сменой приучает как людей, так и лошадей, к стадному, пассивному исполнению по впереди идущему. Ввиду этого следует возможно чаще производить езду врознь, продолжая при этом следить и давать указания каждому из всадников, а при езде в смене каждый раз менять головные номера, так как им приходится ездить более активно, и возможно разнообразить самую езду, для чего применять: езду разных номеров разными аллюрами, езду частями смены в разных направлениях, езду рядами или по три, вольты последовательно по головному номеру или различными номерами и т. д.

219. Перед тем, чтобы сесть на лошадей, всадники ставят их одну возле другой в шеренгу, не тесно, стремя к стремени, а сами становятся, как указано в ст. 174.

Такой порядок построения смены называется сомкнутым. Если лошадей ставят на некотором расстоянии одна от другой (2, 3, 4 и т. д. шага — как будет скомандовано), то такой порядок называется разомкнутым.

220. Чтобы выровнять смену — командовать:

РАВНЯЙСЬ; по этой команде всадники становятся перед лошадьми, лицом к последним, и, выровнявшись сам и к стороне фланга или на середину, куда будет скомандовано (если равнение командою не указано, то на правый фланг), выравнивают лошадей так, чтобы головы их и передние ноги были на одной линии.

Всадники держать лошадей обеими руками: правой — за левый, а левой — за правый поводья, на четверть от удила, не выпуская из левой руки концов поводьев и не позволяя лошадям опускать головы. При этом кисти рук должны быть на одной высоте, а локти - не прижаты к телу.

По команде СМИРНО всадники становятся на свои места (ст. 174).

После этого производится расчет для посадки на коней и слезания.

221. Для посадки на коней и слезания сомкнутая смена рассчитывается по два, для чего командовать:

1) По два.

2) РАССЧИТАЙСЬ.

По предварительной команде вся смена поворачивает головы направо, а правофланговый номер — налево; по исполнительной команде он произносит отрывисто: ПЕРВЫЙ и ставит голову прямо; второй с правого фланга номер поворачивает голову к третьему и говорит: ВТОРОЙ, после чего так же ставит голову прямо; третий произносит, как правофланговый: ПЕРВЫЙ и т. д.

По команде САДИСЬ все, первые номера выводят лошадей вперед на 4, а правофланговый на 6 шагов, останавливаются, и все люди смены садятся одновременно, вглядываясь на правофлангового.

По команде РАВНЯЙСЬ вторые номера въезжают в интервалы между первыми, а правофланговый осаживает на линию первых номеров, все поворачивают головы направо, и смена выравнивается так, чтобы каждый всадник видел грудь третьего человека, считая себя первым, и имел легкое чувство стремени к флангу равнения.

По команде СМИРНО всадники ставят головы прямо.

222. Слезание сменой производится применительно к вышеизложенному по командам: слезай , равняйсь, смирно.

223. В разомкнутой смене всадники садятся и слезают каждый на своем месте.

224. Чтобы вытянуть смену справа по одному — командовать:

1) Справа по одному, на столько-то лошадей, аллюр.

2) МАРШ.

По последней команде первый номер выходит прямо перед собою назначенным аллюром; второй и третий номера, когда откроется скомандованная дистанция, выходят полуоборотом в затылок первому; прочие номера, каждый по мере открытия дистанции, поворачивают направо, доходят до места, где стоял первый номер, поворачивают налево и идут по его следам.

Вытягивание смены слева по одному исполняется по тем же правилам, но в обратном порядке.

Дойдя до стены, головной номер, если не было указано командой, поворачивает: при вытягивании смены справа — направо; при вытягивании слева — налево.

Примечание. Дистанцией называется расстояние от хвоста впереди идущей лошади до головы следующей за нею.

225. Для того, чтобы при вытягивании смены каждый номер выходил прямо перед собой,— командовать:

1) Справа (слева.) по одному, на столько-то лошадей, против своих мест, аллюр.

2) МАРШ.

По последней команде каждый всадник, по мере открытия дистанции, последовательно выходит назначенным аллюром прямо перед собою до стены и поворачивает, как указано предыдущей статьей.

226. Когда езда производится смотровым порядком, то при первом прохождении всадники, не доезжая до начальника на 3 шага, должны смотреть на него, постепенно поворачивая голову в его сторону. Миновав начальника, всадники ставят головы прямо и затем уже во все время езды голов к начальнику не поворачивают.

227. При езде сменою должно соблюдать верность размера аллюров и правильное сохранение указанных дистанций.

Команды исполняются всадниками одновременно по исполнительной команде, причем всадники сноравливаются по впереди идущим.

Команды подаются те же, что и при одиночной езде, но для остановки перед командой стой следует подать предварительную команду смена .

Перемена направления и правое или левое плечо вперед исполняются всегда по головному номеру; так же исполняются и направо, и налево назад, если предварительно подана команда по головному номеру.

Во всех этих случаях исполнение делается всеми всадниками последовательно и на том же самом месте, где начал исполнение головной номер.

На вольту каждый всадник равняется в сторону впереди идущих, т. е. при вольте направо первую половину вольта равняется налево, а вторую — направо; при вольте же налево — обратно.

При езде направо каждый всадник смены, исполняя направо или налево назад, равняется налево; при езде налево, делая налево или направо назад, равняется направо.

228. Для смыкания смены, идущей на дистанции, командовать:

1) На хвост сомкнись.

2) МАРШ.

По последней команде головной всадник продолжает движение прежним аллюром, прочие же удвоенным аллюром смыкаются на шаг дистанции.

Смыкание может быть произведено и уменьшением аллюра головного номера или с его остановкой. Например, с рыси по команде: головной номер — шагом, на хвост сомкнись, головной переходит в шаг, а остальные смыкаются рысью, переходя затем последовательно на шаг.

229. Для размыкания сомкнутой на хвост смены командовать:

1) По головному (по последнему) номеру, по одному, на столько-то лошадей, аллюр.

2) МАРШ.

По команде марш головной (последний) номер идет, если аллюр не указан: на ходу — удвоенным аллюром, а с места — шагом; прочие, — в указанном командой по рядке, по мере открытия дистанции, следуют за ним таким же аллюром.

230. По команде врознь — МАРШ все всадники смены разъезжаются и ездят в произвольном направлении тем аллюром, которым шла смена.

При встречах друг с другом всадники должны держаться своей левой руки, пропуская встречного по свою правую сторону.

231. По команде врознь — МАРШ, ездой направо (налево) всадники разъезжаются и ездят в указанном направлении без дистанции, тем аллюром, которым шла смена.

232. Если всадникам будет приказано ездить врознь в произвольном направлениии аллюром по их усмотрению, то остановки и езда шагом допускаются лишь в середине манежа, а не у стен его, чтобы предоставить место ездящим другими аллюрами.

233. Чтобы вытянуть по одному смену, ездящую врознь, командовать.

1) Справа (слева) по одному, на столько-то лошадей, езда направо (налево), аллюр.

2) МАРШ.

По этой команде первый или последний номер идет по стене, подняв правую руку для обозначения своего места, пока не начнется пристраивание, а прочие кратчайшим путем вытягиваются по одному в первоначальном порядке, назначенным аллюром.

234. Чтобы выстроить смену, вытянутую справа (слева) по одному, параллельно какой-либо стене манежа, командовать:

1) Головной номер левое (правое) плечо вперед, смена стройся влево (вправо).

2) МАРШ.

По последней команде головной номер делает поворот в указанную сторону и, подавшись на три лошади вперед, останавливается; прочие продолжают движение по стене и делают поворот против тех мест, которые им следует занять в сомкнутой смене, причем каждый всадник, подходя к хвосту лошади впередистоящего, делает полуодержку и плавно въезжает на свое место, равняясь в сторону головного номера.

По тем же правилам смена строится разомкнуто, но к команде стройся вправо (влево) добавляется: разомкнуто, на столько-то шагов.

ГЛАВА II.

Прыганье через препятствия.

235. Для прыгания через препятствия применяется обыкновенно галоп. На препятствия, требующие прыжка в высоту, следует вести лошадь несколько короче, для прыжков в ширину — более свободным аллюром.

236. К препятствию лошадь следует подводить в прямом направлении.

Сохраняя глубокую посадку и взяв стремя возможно глубже, следует все время следить за лошадью, будучи готовым направить ее поводом и шенкелями, чтобы он а не обошла препятств и я или не закинулась.

Если бы лошадь замялась перед препятствием, то усиленным действием шенкелей, а если нужно, и шпорами, должно заставить ее идти на препятствие.

За несколько шагов, в зависимости от размеров препятствия и аллюра, следует, подав руки несколько вниз и вперед, освободить повод настолько, чтобы дать полную свободу шее и голове лошади.

Во время прыжка следует усилить шлюсс, сохраняя спокойную посадку и во все моменты прыжка отвесное положение корпуса, отнюдь не мешая лошади какими-либо указаниями. Сохраняя мягкость поясницы, на препятствии не нужно отделяться от седла, чтобы избежать после прыжка толчка в спину лошади; не следует также подниматься на стременах и держаться шенкелями.

Когда лошадь исполнит прыжок, то следует спокойно и плавно принять ее на повод, отнюдь не поднимая рук и не цукая, после чего продолжать движение тем же аллюром, как и до препятствия.

237. На канаву следует вести лошадь более живым аллюром; если же канава незначительна (примерно до 2 аршина) или малозаметна, то нужно идти меньшим ходом, чтобы лошадь успела ее рассмотреть.

238. Для упражнения в прыгании следует иметь следующие препятствия:

а) Жердяной забор, высотой 1 аршин 6) Канавы шириной 2 — 2 1/2 аршина, глубиной I аршин.

ГЛАВА III .

Правила езды в двуколках.

Езда парой.

239. По окончании запряжки ездовой становится перед своими лошадьми лицом к их головам, касаясь левым бедром конца дышла, и держит их правой и левой рукой соответственно за внутрение концы лейц близ удил.

Для посадки ездовых на двуколки — командовать:

Ездовые — САДИСЬ.

По этой команде ездовой подходит к двуколке с левой стороны, становится левой ногой на подножную доску, берет левой рукой сверху обе лейцы, а правой за поручень, и, сев на середину двуколки, разбирает лейцы в обе руки, для чего, пропустив каждую лейцу между мизинным и безымянным пальцами соответственной руки и далее изнутри ладони через указательный палец ее, зажимает кулак; кулаки держатся наклонно вовнутрь ногтями книзу.

Лейцы берутся настолько коротко, чтобы чувствовать небольшой упор лошадей в удила равномерно на обе лейцы, причем руки держатся немного согнутыми в локтях, имея кулаки на четверть или полторы один от другого и настолько же выше ляжек ездового.

При выравнивании или изменении длины лейц для укорачивания или удлинения левой лейцы следует: не разжимая правого кулака, взять левую лейцу между указательным и большим пальцем правой руки и, разжав левый кулак, передвинуть кисть левой руки вперед (назад) сколько нужно, после чего вновь зажать левый кулак и выпустить левую лейцу из правой руки.

Применительно к сему, при содействии левой руки, изменяется длина правой лейцы.

240. Ездовой должен сидеть прямо, не напрягая поясницы, опустив свободно плечи и поставив ноги, сведенные каблуками вместе, на откидную часть подножной доски.

241. Обучение езде первое время производится в манеже, или же на плацу, где обозначается манеж такого размера, чтобы удобно было следить за обучающимися.

По усвоении ездовыми указанных ниже правил езду надлежит производить в поле, сначала на ровной, а затем и на пересеченной местности.

Езда по прямому направленно.

242. Для начала движения — командовать:

1) Шагом (рысью) .

2) МАРШ.

По исполнительной команде ездовой движением рук вперед отдает немного лейцы и заставляет лошадей, легким ударом лейц по их спинам, лечь в хомуты и сдвинуть двуколку.

Движение всегда начинается шагом, и рысь, если указана командой, принимается с 5-го, 6-го шага, для чего ездовой продолжает посыл лошадей, пока они не двинутся рысью.

Подергивание лейцами для посыла лошадей вперед воспрещается.

С началом движения указанным аллюром ездовой набирает лейцы до надлежащего упора и ведет запряжку так, чтобы обе лошади принимали равное участие в тяге .

243. Для останавливания — командовать:

СТОЙ.

По этой команде ездовой плавным движением рук назад и небольшим уклоном назад корпуса усиливает упор на удила и останавливает запряжку: при движении шагом — на 6 шагах, при движении рысью — на 9 шагах.

Осаживание.

244. Для того, чтобы передвинуть запряженную двуколку на несколько шагов назад — командовать:

1) Назад — равняйсь,

2) МАРШ.

По второй команде ездовой берет лейцы на себя и, усиливая упор на удила уклоном корпуса назад, заставляет лошадей осадить запряжку на три шага, после чего отдает лейцы и останавливает лошадей; затем снова таким же образом осаживает запряжку на 3 шага.

Ввиду трудности осаживания для лошадей таковое производится обыкновенно с помощью номеров, действующих на колеса двуколки, и на протяжении не более 6 шагов.

Повороты.

245. В движении и с места производятся повороты, указанные в ст. 51 сего устава и по указанным там же командам.

246. При выполнении поворота в движении, по исполнительной команде ездовой плавно берет на себя лейцу стороны поворота и, высылая внутреннюю лошадь так, чтобы она шла на пол шеи впереди наружной, делает поворот в указанную сторону по дуге радиусом: на шагу — 6 шагов, на рыси — 9 шагов, выравнивая по окончании поворота лошадей.

247. При повороте с места ездовой сначала выдвигается на 3 шага вперед и затем, выполнив поворот как указано, останавливается, пройдя в новом направлении 6 шагов.

248. После кругового поворота, для того чтобы двуколка продолжала движение у барьера,— командовать:

По барьеру.

По этой команде ездовой полуоборотом подъезжает к барьеру и следует вдоль него.

Прохождение углов.

249. При езде в манеже углы проходятся двуколкой по правилам, указанным для поворота, причем ездовой начинает поворот, не доходя угла: на шагу в 6-ти, а на рыси — в 9-ти шагах.

Перемена направления.

250. Перемена направления движения производится двояко: через середину манежа от одной стены до другой под прямым углом или от одного угла к другому наискось по выходе двуколки из угла на длинную стену манежа.

Для перемены направления — командовать:

1) Перемена направления:

2) МАРШ.

В первом случае по команде марш ездовой поворачивает свою пару вовнутрь манежа, согласно ст. 246, следует к противоположной стене и, дойдя до нее, поворачивает в другую сторону, чем изменяет направление; во втором случае команда марш подается, когда двуколка, выходя на длинную стену манежа, находится в углу; по этой команде ездовой ведет пару вдоль длинной стены 9 шагов и затем сворачивает лошадей наискось вовнутрь манежа так, чтобы выйти на противоположную стену в 9 шагах от угла, чем и меняет направление.

Вольты.

251. Вольтом называется описываемый двуколкой на ходу круг, диаметром: на шагу — 12 шагов и на рыси —18.

Для исполнения вольта — командовать:

1) Вольт направо (налево).

2) МАРШ.

По исполнительной команде ездовой, постепенно поворачивая лошадей, описывает круг указанного размера, для чего, как при повороте, берет внутреннюю лейцу на себя и ведет внутреннюю лошадь на пол шеи впереди наружной; с окончанием круга ездовой выравнивает лошадей и продолжает движение прямо.

Употребление кнута.

252. При езде кнут висит у ездового петлей на правой кисти за кулаком.

Кнут употребляется для более энергичного посыла вперед лошади, не отвечающей на посыл ударом лейцы, и для наказания неповинующейся лошади.

Для того, чтобы ударить лошадь кнутом, ездовой, не ослабляя упора в правую лейцу, передает ее в левую руку, берет кнут в правую руку и наносит сверху один или несколько коротких ударов по крупу лошади, наискось к наружному ее плечу, после чего разбирает лейцы в обе руки, задерживая лошадей, если бы они слишком рванулись вперед.

Езда сменой.

253. Обучение нескольких двуколок производится сменой, для чего запряженные двуколки с пос а женным и ездовыми выстраи­ваются в манеж или на месте, предназначенном для ученья, в один ряд на сомкнутых интервалах.

254. Для вытягивания смены — командовать:

1) Двуколки, справа по одной, на оо шагов дистанции, шагом.

2) МАРШ.

По команде марш первая двуколка двигается прямо перед собою указанным аллюром и, дойдя до стены (границы) манежа, сворачивает вдоль ее направо.

Вторая двуколка, беря указанную дистанцию, полуоборотом выдвигается в затылок первой; остальные двуколки, последовательно одна за другой, беря дистанцию, поворачиваются направо и выходят в затылок впереди идущей.

Для того, чтобы при вытягивании смены каждая двуколка выходила перед собою, в указанной выше команде, перед командой, указывающей аллюр, командовать — против своих мест.

По команде марш каждая двуколка, выдерживая дистанцию, выходит назначенным аллюром прямо перед собой и, дойдя до стены, поворачивает направо.

255. При езде сменой должно соблюдать размер аллюра и дистанции.

Первой и последней назначаются двуколки с наиболее способными ездовыми и верными лошадьми.

256. При обучении езде сменой производятся: а)остановки, б)перемена направления, в) повороты, г)заезды, д) вольты и г) смыкание и размыкание смены .

Упражнения, поименованные в п.п. а—д, исполняются по тем же командам, что и при езде одной двуколки, но с добавлением предварительной команды двуколки.

Остановки, повороты, заезды и вольты исполняются ездовыми одновременно по исполнительной команде, причем ездовые сноравливаются по впереди идущим.

Перемена направления и заезды исполняются по головной двуколке.

257. Для смыкания смены — командовать:

1) Двуколки, сомкнись,

2) МАРШ.

По команде марш головная двуколка продолжает движение сокращенным аллюром, прочие удвоенным аллюром подходят на дистанции 3-х шагов.

Для размыкания сомкнувшейся смены — командовать:

1) Двуколки, на столько шагов, разомкнись,

2) МАРШ.

По команде марш головная двуколка идет удвоенным аллюром; прочие последовательно берут дистанцию и идут удвоенным аллюром.

Когда вся смена закончить размыкание — командовать:

ПРЯМО.

По этой команде восстанавливается прежний аллюр.

Обучение езде пулеметных унтер-офицеров и ездовых в составе пулемета и езда с припряженной в унос лошадью.

258. Означенное обучение производится первые 3—4 раза без номеров, порядком применительно к указанному для обучения ездовых сменой, причем все движения производятся „пулеметом". Одновременно с сим производится обучение езде в двуколках с припряженными лошадьми пулеметных унтер-офицеров и 6-х номеров (при наличности для последних лошадей).

259. Езда в двуколках с припряженным и лошадьми пулеметных унтер-офицеров производится по правилам, изложенным для езды ездовых, но для согласования движений уносной лошади с дышловыми надлежит руководствоваться нижеследующими указаниями:

а) При расположении на месте лошадь пулеметного унтер-офицера ставится в направлении дышла пулеметной двуколки, причем постромки должны быть слегка опущены.

б) В движении все три лошади должны принимать равномерное участие в тяге.

в) С началом движения ездовой трогает своих лошадей так, чтобы они легли в хомуты одновременно с уносной, для чего посылает их с первым шагом уносной лошади.

г) При останавливании пулеметный унтер-офицер ослабляет постромки, дабы не мешать своей тягой ездовому остановить двуколку.

д) При поворотах, заездах и вольтах пулеметный унтер-офицер ведет свою лошадь так, чтобы она не участвовала в тяге, причем постромки ее должны быть слегка опущены.

Ездовой, делая поворот, ведет внутреннюю лошадь в затылок пулеметному унтер-офицеру.

е) При начале движения, остановках, поворотах и заездах направо и преодолевании местных препятствй пулметный унтер-офицер, для согласования своих движений с ездовым, вглядывается назад через правое плечо; при поворотах и заездах налево — через левое.

ж) В случае внезапной задержки, вызванной каким-либо препятствием, пулеметный унтер-офицер, во избежание повреждения своей лошади дышлом раскатившейся двуколки, быстро сворачивает в сторону на длину постромок, не таща однако за собою дышла. Ездовой энергично останавливает свою пару, сдерживая более лошадь стороны противоположной, куда свернул пулеметный унтер-офицер.

Езда по пересеченной местности.

260. При подъеме на длинный скат ездовой, заставляя лошадей усилить тягу, тщательно следит за равномерностью их работы, не позволяя лошадям рвать или сдавать в постромках.

При тяжелых подъемах надлежит пользоваться помощью номеров для подпирания двуколки сзади, и для отдыха людей и лошадей делать остановки, подкладывая под колеса камни, поленья, куски дерна, дабы воспрепятствовать скатывание двуколки.

При подъеме на короткий, но крутой скат ездовой за 30—20 шагов посылает лошадей рысью и даже галопом, дабы с ходу взять скат.

261. При спуске с горы ездовой задерживает лошадей, в зависимости от крутизны спуска, настолько, чтобы они ослабили тягу, вовсе прекратили ее или натяжением нашильников и шлей сдерживали раскат двуколки.

При длинных и крутых спусках надлежит пользоваться содействием номеров для сдерживания двуколки и, если нужно, затормозить одно колесо имеющимися под руками средствами.

262. При переезде через узкие лощины с крутыми берегами ездовой на спуск не сдерживает лошадей и со дна лощины энергично высылает их вперед, дабы они подхватили раскатившуюся двуколку, чем значительно облегчается подъем.

Подобным же образом преодолеваются широкие канавы с пологими берегами; при большой крутизне берегов номера лопатами срезывают их до надлежащей пологости.

Езда по пересеченной местности с припряженною в унос лошадью.

263. При езде по пересеченной местности с припряженною лошадью пулеметного унтер-офицера (6-го номера) ездовой выполняет указанное выше, но для согласования работы уносной лошади с дышловыми надлежит руководствоваться нижеследующими указаниями:

а) При подъеме на длинный скат пулеметный унтер-офицер, высылая лошадь вперед, заставляет ее усилить тягу в мере равного участия ее в работе с дышловыми лошадьми.

б) При подъеме на короткий, но крутой скат пулеметный унтер-офицер одновременно с ездовым выполняет указанное в ст. 260, причем, если скат короче длины запряжки, он прекращает, участие в тяге на протяжении всего ската, дабы дерганием за конец дышла не мешать работе дышловой пары, и возобновляет тягу лишь с окончанием подъема двуколки на вершину; при более длинном скате пулеметный унтер-офицер не участвует в тяге в начале и конце подъема.

в) При спуске с горы пулеметный унтер-офицер ослабляет постромки настолько, чтобы не мешать ездовому выполнять спуск.

г) При переезде через узкие лощины с крутыми берегами или через канавы пулеметный унтер-офицер, ослабляя постромки, согласует свои движения с дышловой парой, причем для подъема руководствуется указаниями, данными в п. б. сей статьи.

д) Во всех случаях, когда при преодолевани препятствий пулеметный унтер-офицер идет с ослабленными постромками, ездовой ведет свою пару так, чтобы конец дышла был направлен несколько в сторону от лошади пулеметного унтер-офицера, параллельно ей.

 

 
обратно