складъ

№ 118.

С.-Петербург. Марта 6-го дня 1912 года.

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 23 день Августа 1911 года, Высочайше соизволил утвердить новый образец пехотной шинели, взамен шинели ныне действующего образца.

Описание этой шинели, таблицу лекал, табель мер, таблицу ростовки и нормы отпуска материалов, утвержденные Военным Советом 19-го Января 1912 года, объявляю по военному ведомству в отмену описаний, объявленных при приказах по военному ведомству 1881 года № 313, 1907 года № 612 и 1909 года № 100, и табелей мер, объявленных при циркуляре Главного Штаба 1906 года № 414.

/по главному интендантскому Управлению/.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Копия.

На подлинном написано: «Утверждено Военным Советом»

19-го января 1912 года.

Подписал: Начальник Канцелярии Военного Министерства, Генерал-Лейтенант Данилов.

Верно: Управляющий делами технического Комитета, Генерал-Майор Пославский.

 

Описание

Шинели для нижних чинов войск гвардии и армии, за исключением кавалерии и конной артиллерии.

Шинель строится из серого шинельного сукна, с двумя карманами из подкладочного холста и подбивается в боках до талии этим же холстом. Размеры лекал /выкроек/ и готовых шинелей указаны в приложенных к сему таблице и табели. Все составные части шинелей, а также и суконный побой к ним выкраивается по размерам утвержденных Техническим Комитетом лекал. Шинель шьется из следующих составных частей: из двух боков /бортов-пол/ спинки, воротника, рукавов, хлястика и погон.

Края бортов: наружный до талии выкраивается по лекалу не прямо, а по выпуклой кривой линии, верхний – срезается по прямой линии, образуя наружным краем борта острый угол. Верхний край борта отстоит от места застегивания воротника на 2 3/8 вершка; это же расстояние должно быть по талии от края борта до отвесной линии, опущенной из места застегивания воротника. В левый борт по краю загиба, вкладывается холщевая полоска, шириною около 1/4 вершка, на которую, на которую припосаживается борт, для образовывания выпуклости.

На левом борту, по середине груди, по отвесу нашиваются 5 металлических, части присвоенных пуговиц: верхняя пришивается на 1/2 вершка ниже места застегивания /нижнего крючка/ воротника, нижняя – на 1/4 вершка ниже талии, а остальные три так, чтобы все пуговицы были на равном расстоянии одна от другой.

Левый борт от верху до талии подбивается таким же сукном, причем подбой этот может быть составным, но не более, как из 4-х кусков. Ширина подбоя не уже 3 вершка, границами же длины для подбоя служат: вверху – край борта, а внизу – линия, идущая ниже талии не менее, как на 1/2 вершка.

От талии до подола, края обоих бортов загибаются внутрь не менее, как на 3/4 вершка вверху и 1/4 вершка внизу, прострачиваются по загибу и подшиваются через край. Прострочка бортов по загибу идет кругом, от воротника до низа, на расстоянии не более 1/8 вершка от края борта.

Для застегивания шинели к левому борту по краю пришиваются 4 металлических крючка, а к правому - столько же металлических петель. Первый крючок пришивается к верхнему углу борта, нижний крючок – против нижней пуговицы, остальные крючки пришиваются так, чтобы все были на равном друг от друга расстоянии. Петли пришиваются к правому борту в соответствующим крючкам местах. Лапки петель и крючков прикрепляются, для прочности пришива, небольшими кусочками серо-шинельного сукна, пришиваемыми к шинели через край. Крючки и петли пришиваются так, чтобы при застегнутой шинели кусочки сукна не были видны из-под левого борта.

В гривенках под погонами допускается во всех ростах шинели по одной подставке так, чтобы шов пришива этих надставок не выходил из-под переднего ребра погон.

В боках шинели, ниже талии на 1/2 вершка, делаются прорези, с уклоном назад, длиною 4 1/2 вершка. К этим прорезям пришиваются изнутри холщевые карманы, которые прикрываются клапанами из вдвое сложенного отрезка сукна. Клапаны пришиваются к передней стороне прорези и закрепляются сверху и снизу двойною строчкою на расстоянии 1/4 вершка одна от другой. Оба бока шинели сшиваются со спинкою.

Спинка, цельная, шьется с одной продольною, двухстороннею складкою /по образцу, как у офицерских пальто/, пришитою наглухо вверху у воротника строчкою по форме треугольника, обращенного вершиною вверх. Основание треугольника должно иметь около 3-х вершков, и проходить по ширине все складки, высота же треугольника около 1 1/4 вершка, причем вершина треугольника должна быть посередине спины у пришива воротника.

Ширина складки в сшитой шинели с внутренней стороны, вверху, должна быть не менее 3 вершков, а на талии не менее 3 1/2 вершка.

Снаружи спинка стягивается на талии хлястиком /перемычкой/, длина и ширина, которого должна соответствовать росту шинели, согласно табели мер. Хлястик подбивается шинельным сукном, причем подбой этот может быть из двух кусков, шов которых не должен приходиться на петлях. Хлястик застегивается на 2 металлические пуговицы /части присвоенные/, которые пришиваются на талии по обеим сторона спинки, где для прочности пришива пуговиц нашиваются прямоугольные столбики из шинельного сукна, шириною и длиною согласно табели мер. Хлястик имеет две прорезные и обметанные суровою льняною или серой бумажной ниткой петли, расположенные от концов около 3/8 вершка, длиною каждая около 2/4 вершка.

Между боками и спинкой /внизу пол/ допускается вставка клиньев одинаковой величины /разница в высоте и ширине между клиньями в одной и той же шинели не может быть более 1/4 вершка/, по одному с каждой стороны шинели, для получения указанной в табели мер полноты. Для определения полноты шинели она складывается вдвое и измеряется по подолу с угла на угол по прямой линии. Вставляемые в подол шинели клинья могут быть высотою /по лекалам/ не более: для 1-го роста – 7 1/2 вершка, для 2-го роста – 9 вершков, для 3-го роста – 10 1/4 вершка, для 4-го роста – 11 3/4 вершка, для 5-го роста – 13 1/4 вершка, для 6-го роста - 14 3/4 вершка.

Воротник отложной, шириною согласно табели мер; в артиллерийских, инженерных, железнодорожных и других частях, где положено, края шинельного воротника должны иметь выпушки из сукна, части присвоенного, шириною около 1/8 вершка. Для того, чтобы воротник лежал аккуратно, он должен иметь покрой не прямой, а закругленный, передние же концы его делаются скошенными /остроконечными/.

Воротник подбивается серошинельным сукном и кругом прострачивается. Он застегивается на два железных проволочных крючка с такими же петлями пришиваемыми внизу к краям воротника, из коих один находится у самого пришива воротника, а другой выше нижнего крючка на расстоянии около 1/2 вершка; подбой воротника может быть составлен не более, как из 3-х частей.

На концах воротника, параллельно верхнему его краю, нашиваются клапаны /петлицы/; части присвоенные, с выпушками или без выпушек /как кому полагается/, у нижних чинов рядового звания – без пуговиц, у нижних чинов унтер-офицерского звания – с пуговицами на задних концах; размеры этих клапанов указаны в табели мер. Клапан /петлица/ пристрачивается с трех сторон на машине, а передний конец подгибается вовнутрь между воротником и подбоем, не менее, как на 1/4 вершка, и подшивается вместе с подбоем, не закрывая выпушки вокруг воротника. Продольные стороны клапанов должны идти параллельно наружному краю воротника, а поперечные стороны должны быть параллельны переднему скосу. Наружная продольная стороны должна находиться в расстоянии 1/2 вершка от наружного края воротника.

Рукава шьются из двух половинок: верхний – длинной и нижней – короткой, ширина и длина рукавов должна быть согласно табели мер. К рукавам пришиваются обшлага, высотою не менее 4 вершков, покрывающие не менее как на 1/2 вершка нижние края половинок рукавов.

Обшлага пристрачиваются к рукавам наглухо, но в обшлаге левого рукава должен быть устроен карман, для чего посередине нижней половинки рукава обшлаг на протяжении около 3 1/2 вершков остается непристроченным, нижний же край этого рукава сшивается с подкладкою.

Со стороны нижней половинки в обшлагах допускаются надставки, но не более одной в каждом обшлаге и так, чтобы надставка не доходила на вершок до продолжения переднего шва рукава.

Погоны из приборного сукна, части присвоенного, с выпушками или без выпушек, как кому положено, подбиваются шинельным сукном, прострачиваются по краям и вдоль петель ниткою по цвету приборного сукна. Погоны пригоняются по плечу шинели и вшиваются нижним краем в шов рукава, а верхним краем, срезанным тупым равносторонним углом, застегиваются просечной обстроченной петлей на металлическую пуговицу, пришитую на соответствующем месте у воротника. Подбой погона /нижняя сторона/ может быть составлен из двух кусков, сшитых аккуратно штуковкою.

Шинель подбивается подкладочным холстом в боках до талии и в рукавах, кроме того, из подкладочного холста изготавливаются карманы.

В боках шинели /в бочках ее/, по длине их, подкладка подшивается от пришива воротника и оканчивается ниже талии. На линии суконного подбоя левого борта. По ширине подкладка подшивается вдоль правого бока от края борта, а на левом боку от суконного подбоя борта до места сшива боков со спинкой, в обоих случаях покрывая швы.

В подбое бочков под проймой допускается по одной продольной вставке, не шире 3 1/2 вершка каждая. Допускается также надставка холста и в гривенках.

Подкладка рукавов выкраивается или из 2-х половинок по форме лекал, или из одного куска – цельная, но при этом допускается вставка клина по всей длине рукава, шириною вверху не менее вершка, сходящего постепенно к низу почти на нет.

Карманы выкраиваются из подкладочного холста по лекалам и сшиваются или выворотным швом с загибом обрезного края не менее 1/4 вершка внутрь, или заворотным швом с загибом не менее 3/16 вершка.

Шитье шинели должно производиться обыкновенным машинным швом, а запошивы суконного подбоя и холста вручную, суровою льняною ниткою № 30, выдерживающей разрыв не менее 5 фунтов. В подбоях допускаются швы: в штуковку и накладной.

Обметку петель, прострочку погонов и петлиц /клапанов/ допускается производить бумажными нитками №50, соответствующего цвета; выдерживающими разрыв не менее 2-х фунтов.

Число стяжков в 1 вершке должно быть: а/ для всех наружных машинных швов от 13 до 16, и для внутренних швов не менее 10 и б/для ручных швов при пошиве суконного подбоя и подкладки от 7 до 9.

Обметка петель может быть произведена машинным или ручным способом, но вполне прочно и аккуратно. Вообще при шитье шинелей должно быть обращено внимание на то, чтобы изготовление их было прочное и аккуратное, согласно описанию, причем все швы должны быть сделаны правильно без припусков, разутюжены, чтобы не было рубцов, и приходить от края не ближе 3/16 вершка; прострочка же воротников, хлястиков, и бортов должна проходить на расстоянии 1/16 – 1/8 вершка от края.

Разноцвет допускается в нижеследующих частях шинелей: в подбоях левого борта, хлястика, воротника, погон и в надставках обшлагов. В клиньях, вставляемых в полы шинелей для полноты, может быть допущен незначительный оттенок, неизбежный при выкрое клиньев поперек сукна.

Надставки допускаются в следующих частях шинелей:

1/ Суконные: а/ в обшлагах со стороны нижней половинки рукава по одной надставке, но с тем, чтобы последняя не доходила на 1 вершок до линии продолжения переднего шва рукава, б/ по одной – в гривенках под погонами, которая не должна выходить из-под переднего ребра погона, в/в подбое хлястика, который может состоять из двух частей, сшиваемых накладным швом или штуковкой, но с тем, чтобы шов не приходился на петли, г/ в подбое: воротника – не более, как из 3-х и левого борта – не более, как из 4-х частей, сшиваемых в произвольных направлениях штуковкою или накладным швом, д/ в подбое погон, который может состоять из двух частей, сшитых в штуковку чисто и аккуратно.

2/ Холщевые из подкладочного холста: а/ в бочках под проймами, б/ в рукавах по длине их, как указано выше, и в/ в гривенках.

При измерении лекал шинелей могут быть колебания в меньшую и в большую сторону до 1/16 вершка сравнительно с размерами, указанными в таблице мер.

При сличении выкроенных частей шинелей с лекалами допускаются колебания в меньшую до 1/16 вершка и большую сторону до 1/4 вершка.

При измерении же шинелей в шитом виде допускаются колебания в меньшую сторону до 1/8 вершка, а в большую до 1/4 вершка, исключая длины воротника, где колебания в размерах допускаются до 1/8 вершка в каждую сторону, а при измерении полноты шинели /вдвое сложенной/, с угла на угол, допускаются колебания в ту или другую сторону до 1/4 вершка. Установленные при этом допуски в измерениях шинелей сравниваются с соответствующими данными табели мер шинели, но не с лекалами.

Примечание: 1/ разрез шинелей, кому следует, делается сзади точно посередине шинели и начинается ниже талии на 3 1/2 вершка.

Левый край разреза подбивается отрезком шинельного сукна в вершок шириною и в нем прометываются 4 косые петли для застегивания на пуговицы на правом крае разреза, к которому для сего пришивается отрезок сукна, шириною также в один вершок, загибающийся внутрь и пристрачиваемый так, чтобы в сшитом виде имел ширину около 1/2 вершка. На этот отрезок пришиваются 4 металлические шароварные пуговицы; первая на расстоянии одного вершка от разреза сверху; четвертая на один вершок снизу, остальные пуговицы так, чтобы все были на равном расстоянии одна от другой. В верху разреза делается закрепка из двух строчек, на расстоянии одна от другой около 1/2 вершка. Отрезки к правому и левому краям разреза допускаются составные, но не более, как из двух кусков, при чем они могут быть разного оттенка.

2/ Шинели с разрезами сзади заготовляются для нижних чинов всей артиллерии, кроме крепостной, и для тех нижних чинов пехоты, которым положено быть в строю верхом.

3/ Раскрой шинелей в мастерских должен производиться по лекалам /выкройкам/, составляющим точную копию с лекал Технического Комитета Главного Интендантского Управления.

Подписал: Управляющий делами Технического Комитета, Генерал-Майор Пославский. Скрепил: За делопроизводителя, Инженер-Технолог, Коллежский Секретарь Карпинский.

Верно: Управляющий делами Технического Комитета, Генерал-Майор Пославский.

Сверял: За делопроизводителя, Инженер-Технолог, Коллежский Секретарь Карпинский.

 

Здесь находится "раровский" архив со следующими приложениями к приказу:

1. "Таблицы размеров лекал шинели образца 1911 года для нижних чинов всех войск гварди и армии, за исключением кавалерии и конной артиллерии".

2. "Табели мер пехотной шинели образца 1911 года /в изменение табели мер пехотной шинели, объявленной при циркуляре Главного Штаба 1906 года № 414/".

3. "Таблица ростов и процентного распределения шинелей образца 1911 года при постройке в запас /в изменение табели мер пехотной шинели, объявленной при циркуляре Главного Штаба 1906 года за № 414)."

4. Нормы отпуска материалов на пехотную шинель образца 1911 года.

Все перечисленные документы представлены в формате ".doc"

***

 

 

 
обратно