складъ

Описание шинелей для нижних чинов всех войск 1881 г.

(Высочайше утверждено 18 августа 1881 года.)

Шинель строится из серого армейского (шинельного) сукна. Длина пол определяется по росту и должна быть такова, чтобы, при стоячем положении солдата, полы не доходили до низа (земли): в пеших частях – на 8 вершков, а в кавалерийских частях (равно у тех нижних чинов пеших частей, которым полагается быть верхом на коне) - на 6 вершков. Полнота шинели определяется расстоянием от угла одной полы до угла другой полы, по прямому направлению, причем расстояние это должно быть около 1 аршина 6 вершков более против роста человека. Для сего, между спинкой и полами шинели, вставляется, с каждой стороны, по два клина, соответствующих размеров, но с непременным условием, чтобы вставки эти были вшиваемы прочно, с закреплением концов швов возможно тщательнее.

Борты – прямые, отстоят от вороника: правый – на 2 – 2 1/4 вершка, а левый – на 2 1/4 - 2 1/2 вершка. В шинелях гвардейских войск и армейских уланских и гусарских частей: а)на правом борте по отвесу против середины груди, нашивается, в один ряд, шесть пуговиц, медных или оловянных (части присвоенных), и так, чтобы нижняя пуговица приходилась в пехоте против нижней части живота, а в кавалерии – на половине живота, и б) на левом борте – в местах, соответствующих означенным пуговицам, просекаются шесть обметанных петель; край же левого борта пристегивается к правому посредством двух металлических крючков, пришиваемых в верхнем углу и против талии, с такими же петлями, пришиваемыми в соответственных крючкам местах. В шинелях всех остальных частей войск и команд, кроме вышеназванных, пуговиц и обметанных просеченных петель по бортам не полагается, а взамен оных: а)на правом борте нашивается, в один ряд, четыре железные проволочные петли, в равном одна от другой расстоянии, которое зависит от длины талии; верхняя петля должна быть пришиваема на расстоянии 1/2 – 3/4 вершка от шва воротника (смотря по подъему груди), а нижняя петля – на талии, и б) на левом борте, в местах, соответствующих означенным петлям, пришиваются четыре железных проволочных крючка, на расстоянии 1/4 – 5/16 вершка от края борта, причем верхний крючок нашивается в верхнем углу левого борта; лапки петель и крючков покрываются, для прочности пришива, небольшими латками серого сукна, пришиваемыми к шинели через край. Верхние края бортов во «всех» шинелях, делаются вырезанными острым углом к верху; от нижнего же крючка и далее до низа, борты пол срезаны не прямо вниз, а с напуском наискось, чтобы полы больше заходили одна на другую. Левый борт подбивается серым сукном, шириной вверху и в середине 3 1/3 – 3 1/2 вершка, и внизу 3 3/4 – 4 вершка, длиною же – по длине талии; от талии же до низа края правого и левого бортов загибаются внутрь: на 1 – 1 1/4 вершка вверху и 1/4 – 3/8 вершка внизу, прострачивается у загиба и подшиваются через край. Прострочка бортов у загиба идет кругом от воротника до низа.

В шинелях нижних чинов, которые в строю верхом, имеется сзади по середине ширины спинки, разрез, поднимающийся от низа на 1 вершок выше шага и застегивающийся на 4 металлические пуговицы. Края этого разреза подложены сукном, шириной в 1 вершок, и внутри подбиты подкладочным холстом.

Рукава делаются шириной у пришива 5-6 вершков, а внизу 4 1/2 – 5 вершков, длина же их должна быть такова, чтобы нижним краем обшлага они доходили до второго сустава большого пальца. Обшлага для пехотных шинелей должны быть прямые, шириной 4 вершка, а в кавалерии вырезываются спереди углом и имеют сзади разрез на 1 1/4 вершка, длиной в передней части от угла до нижнего края 5 вершков.

Воротник – одного сукна с шинелью, отложной (в артиллерийских и инженерных частях край шинельного воротника должен иметь красный кант). Высота его должна быть от 2 1/2 до 3 вершков и такова, чтобы верхний край поднятого воротника не доходил до верхнего края уха на 1 вершок. Длина воротника должна быть такова, чтобы он не обхватывал тесно мундирного воротника, а лежал бы свободно вокруг его, так, чтобы края его приходились на верхнюю часть груди. Для того, чтобы воротник лежал аккуратно по шее и не напирал на затылок, он должен иметь покрой не прямой, а закругленный, вверху несколько выпуклый, а внизу – вогнутый, причем передние концы его делаются скошенными (остроконечными); на концах этих (параллельно верхнему краю воротника) нашиваются клапаны, из приборного сукна, части присвоенного, и с выпушками или без оных (как кому полагается): у нижних чинов рядового звания – без пуговиц, а у унтер-офицеров – с пуговицами на задних концах; длина клапанов этих 1 5/8 вершка, а ширина 3/4 вершка, как для пехотной, так и для кавалерийской шинели. Воротник подбивается серым шинельным сукном и кругом прострачивается. Он застегивается на три железные проволочные крючка с петлями, пришиваемыми внизу к краям воротника.

В рукавах и под бочками талии до нижней пуговицы (петли) борта, шинель подбивается подкладочным холстом; спинка же шинели не подбивается холстом вовсе.

В спинке шинели делаются четыре пришитые наглухо на 1/2 – 3/4 вершка ниже воротника, складки, свободно распускающиеся ниже пришива; ширина всех складок вместе, в пришитом виде, 3 - 3 1/4 вершка. Снаружи складки эти стягиваются перемычкой, из двойного сукна, длиной 7 1/2 – 8 вершков, шириной 1 вершок застегивающеюся на две медные или оловянные пуговицы (части присвоенные), посаженные против талии по обоим краям спинки, где, для крепости, нашиты из шинельного же сукна, клапаны, шириной в 1/2 – 5/8 вершка, а длиной – в 2 вершка. Перемычка с каждого конца имеет по две прорезные и обметанные петли, для застегивания на ту или другую, смотря по тому, надета ли шинель на рубаху, на мундир или на полушубок.

В каждой поле шинели имеется по одному карману с продольными, сделанными несколько наискось, отверстиями, прорезанными на 2 1/4 – 3 вершка впереди боковых швов спинки и несколько ниже той высоты, где кончаются клапаны задней перемычки. Отверстия карманов закрываются клапанами, шириной 1/2 вершка и длиной в 5 вершков, которые застегиваются посередине одной суконной пуговицей, посредством просеченной обметанной петли. Карманы делаются из подкладочного холста и имеют длины 7 1/2 вершка и ширины внизу 3 3/4 – 4 вершка.

Погоны – из сукна, части присвоенного, подбитые серым армейским сукном, делаются длиной в отделке 3 3/4 вершка, и пригоняются по плечу; ширина погон 1 1/2 вершка – как без выпушки, так и с выпушкой, если таковая полагается. Погоны, не имеющие выпушки, не загибаются, а обрезываются и прострачиваются ниткой, по цвету погона, на 1/16 вершка от краев. Погоны застегиваются на 2 медные или оловянные пуговицы (части присвоенные), пришитые на шинели, на 3/16 – 5/16 вершка от шва воротника. Шифровка на шинельных погонах (если полагается) такая же, как на погонах мундирных (печатная; по трафарету, масляной краской). Относительно печатания погон масляной краской, следует руководствоваться приказом по военному ведомству 1874 года, № 261, и циркуляром Главного Штаба 1874 г., № 273.

***

 

 
обратно