Рисунок Софьи Ляховецкой

 

Рисунок Сергея Токарева

На главную

РИМСКАЯ АРМИЯ "ЦАРСКОГО ПЕРИОДА" ( VIII-VI вв. до н.э.).
РОМУЛОВА ЭПОХА.

По легендарной традиции, дошедшей до наших дней в произве-дениях греко-римских авторов, основателем Рима и Римского го-сударства считается Ромул, и хотя в данном образе слиты преда-ния о нескольких племенных вождях эпохи "военной демократии", а длительный период становления римской общины втиснут в пери-од жизни одного поколения, в дальнейшем изложении мы будем при-держиваться римской исторической традиции, которая уже во многом нашла подтверждение благодаря работам современных археологов и историков.

РОЖДЕНИЕ РИМСКОЙ ОБЩИНЫ. В сплочении разноплеменного на-селения, проживающего на римских холмах, решающую роль сыгра-ли общая материальная основа, базирующаяся на пастбищном ското-водстве и пашенном земледелии, и внешняя военная опасность, вызванная тем, что данное объединение, условно называемое Септимонтием (Семигорьем). располагалось на стыке племенных гра-ниц и на пересечении торговых путей, в связи с чем оно и ста-ло предметом вожделения воинственных соседей. В виду этого во-енная организация стала жизненно необходимой для самого суще-ствования Септимонтия, а постоянная борьба с окружающими пле-менами подчиняла все родо-племенные структуры одной главной задаче - выжить. Этим во многом и объясняется некоторое свое-образие в развитии роенного дела римлян.

Уже к VIII в.до н.э. сложилась военная система, надолго предопределившая дальнейшие пути развития вооруженных сил Рима. Она была теснейшим образом связана с родо-племенной структу-рой, где все боеспособные мужчины родственных родов объединя-лись в "курии", представляющие собой дальнейшее развитие "муж-ских тайных союзов (домов)", сложившихся еще в переходный пери-од от эпохи матриархата к эпохе патриархата для борьбы за гла-венствующее положение мужчин в первобытном обществе. Курии формировали отряды пехоты, являющейся самой многочисленной частью армии. Для управления делами курии, исполнения различ-ных религиозных обрядов и для командования ее отрядом, каждое объединение выбирало из своих рядов предводителя - куриона.

Внутри курионных отрядов существовало деление бойцов по воз-растному принципу. Основой их являлись "мужи", на чьи плечи и ложились все тяготы боевых действий. "Молодежь", которой счи-тались не только юноши, но и взрослые мужчины, еще не женатые или не имеющие детей, мужского пола, использовались в основном для охранения и завязки боя и к рукопашной схватке они не до-пускались. Для защиты поселений и родового имущества остава-лись подростки, старики и инвалиды, способные держать в руках оружие.

Для племенной верхушки война к этому времени стала такой же необходимостью и естественной сферой деятельности, как заня-тия скотоводством или земледелием. Ее растущее богатство, за-ключенное в больших стадах скота, тучнеющих на прибрежных паст-бищах по р. Тибру, нуждалось в дополнительной рабочей силе для ухода за ними, а ее поставляли преимущественно пленные, захва-ченные в походах. Сначала племенная знать формировала отряды боевых колесниц, впоследствии которые заменили отряды всадни-ков. Их использовали в разведке, при нанесении главного удара по противнику и для преследования его бегущих бойцов, либо они составляли окружение военного предводителя. Играя активную роль на поле боя, знать сосредотачивала в своих руках основную мас-су военной добычи, что вело к усилению ее власти и власти вер-ховного вождя - рекса.

В постоянной борьбе за власть над соплеменниками между Советом старейшин (Сенатом) и рексом, последний искал опору в своей дружине из лично зависимых от него бойцов, которую ча-ще всего комплектовали иноплеменники, чужаки, бродяги и даже рабы, либо привлекал целые воинские подразделения соседей, при-ходящие с собственными предводителями. Из источников нам известно, что для увеличения своей дружины Ромул построил даже "религиозное убежище" на Капитолийском холме (азиль), куда и стекались со всей округи изгои общества. Постоянные войны поз-волили Ромулу оставаться постоянным предводителем общины, од-нако Сенат, опираясь на еще сильные родовые традиции, сохранил за собой право выбора рекса на народном собрании, чем не поз-волил ему превратиться в единоправного царя (подобного греческому Базилевсу).

АРМИЯ РОМУЛА. Во второй половине VIII в.до н.э. оконча-тельно оформилась римская община и была упорядочена военная структура, что не могло не сказаться на повышении боеспособноcти римской армии. Теперь вся римская община делилась на "трибы", образованые по племенному признаку и носящие названия Рамнов, где пре-обладали латинские роды, пришедшие из Лациума, Тациев, цели-ком состоящие из сабинских родов, и Луцеров, в которую объе-динились пришлые роды из-за р. Тибра и где главенствующее поло-жение постепенно заняли этруски.

В связи с тем, что в трибах было различное количество ро-дов, да к тому же отличающихся друг от друга численностью боеспособных мужчин, за основу государственного устройства была принята организация родов по куриям, число которых впоследствии было ограничено тридцатью. На общем собрании римской общины. решающем важные вопросы жизнедеятельности объединения, каждая курия имела при голосовании один голос. Сами курии были поров-ну разделены между трибами, что и уравнивало права всех родов, входящих в них.

Курионные отряды выступали под командованием курионов, но если раньше численность их бойцов специально не регулировалась, то сейчас каждая триба обязана была выставить 10 таких подраз-делений и одну конную сотню (центурию). В отличии от пехотных контингентов каждая центурия всадников получила названия сфор-мировавших ее триб.

Всегда при Ромуле находились "целеры", являющиеся воинским формированием, совершенно не связанным с племенным ополчением и не входящим в его военную структуру. Они участвовали в сражениях, в зависимости от выполняемых задач, или в качестве кавалеристов, или в качестве пеших бойцов. В отличии от ополчения, распускаемого с окончанием боевых действий, отряд "целеров" существовал и в мирное время, исполняя роль телохранителей при рексе и его судебных исполнителей, знаком которых были длинные кожаные ремни для связывания провинившихся. После смерти Ромула они были упразднены Сенатом.

По легендарной традиции армия Ромула насчитывала до 6 000 пеших бойцов. 300 всадников и 300 "целеров" и называлась "ле-гион", что значит "воинский набор". При последующем увеличении боеспособного мужского населения, преимущественно за счет при-тока извне.число курий оставалось неизменным, только они выс-тавляли уже более крупные подразделения, а число конных цен-турий постоянно увеличивалось.

Всей пехотой одной трибы предводительствовал особый воен-ный трибун, выдвигаемый из числа ее наиболее опытных в воен-ном деле курионов. Для конных центурий командиры выбирались непосредственно самим рексом из рядов влиятельной племенной знати, из личных друзей Ромул назначал военного трибуна целеров, который одновременно был и главным советником при нем. Сотниками "целеров" (центурионами) становились особо проявившие себя бойцы из их же рядов, выслужившиеся на командные дол-жности благодаря только личным заслугам, а не по знатности происхождения, Доотаточно быстрая возможность достигнуть командирского звания привлекала в ряды "целеров" и наиболее пред-приимчивых молодых людей из римской аристократии, причем сама служба при рексе была для них хорошей "офицерской школой". Все военные трибуны триб и "целеров", а также центурионы всадни-ков и "целеров" входили в Военный совет при полководце.

ВООРУЖЕНИЕ. Вооружение описываемого периода шло по пути развития не столько наступательного, сколько оборонительного оружия. Судя по археологическим находкам и вотивным бронзовым статуэткам, в предыдущую эпоху воины действовали преимуществен-но метательным оружием, состоящим из легких копий, дротиков, пращей и луков со стрелами. В редких рукопашных схватках исполь-зовались кинжалы или короткие мечи из бронзы. Основной защитой бойцу служил кожаный или деревянный щит круглой, овальной или прямоугольной формы и небольшого размера. Предводители имели круглый щит и шлем, украшенный перьями или рогами.

Для VIII в.до н.э. характерно почти полное отсутствие изо-бражений лучников и находок наконечников стрел, что может ука-зывать на редкое использование их в боевых действиях или на незначительное распространение в Средней Италии данного типа вооружения в этот период. Основу же метательного оружия состав-ляли дротики, иногда снабженные специальной ременной петлей для увеличения дальности броска.

Древковое оружие пополнилось новыми типами копий, больше приспособленных для ближнего боя, хотя их можно было исполь-зовать и для метания. Их отличительной чертой стало применение металлических втоков на противоположном конце древка" предохраняащих его от расщепления при ударе. Наконечники копий имели пламевидную форму, причем некоторые образцы их достигали дли-ны до 56 ом. Такой наконечник, насаженный на короткое толстое древко, становился уже многофункциональным оружием, особенно опасным в рукопашной схватке. Благодаря обоюдной заточке длин-ного пера. острому концу и массивному древку, таким копьем можно было не только колоть, но и рубить и парировать удары противника. Однако единичные находки подобных наконечников говорят о малом их распространении. Возможно именно такие копья и назывались "квирис", являясь священным оружием, посвященным божествам войны, которым награждались особо отличившиеся в войне бойцы.

Одним из видов оружия, сохранившимся с предыдущих времен, были втульчатые боевые топоры из бронзы, крепившиеся на Г-образной деревянной рукояти. Примерно в это же время появились и проушные топоры, частично изготовляемые уже из железа, на- ' саживаемые на топорище при помощи сквозного отверстия.

Наличие многочисленных находок клинкового оружия разных типов и деталей его ножен указывает на широкое распространение данного вида вооружения в VIII-VII вв.до н.э. Чаще всего встречаются прямые бронзовые мечи центрально-европейского гальштатского типа, имеющие рукояти о антеновидными навершиями, приклепанные к профилированному обоюдоострому клинку длиною до 60 см. Более короткие кинжалы достигали в длину 35-40 см и изготовлялись как из бронзы, так и из железа, причем послед-ние снабжались рукоятями из кости или дерева и имели сильно вытянутую треугольную форму клинка, характерную для современ-ных стилетов.

Нередки находки и своеобразных однолезвийных мечей изогнутой формы, предназначенных для рубящего удара, из чего можно предположить, что ими вооружались преимущественно всадники. Мечи и кинжалы носились в деревянных ножнах, обтянутых ко-жей, иногда для прочности их перетягивали бронзовой проволокой или целиком делали из листовой бронзы, причем во всех случаях они имели литой наконечник в виде шарика или кнопки и фигурную обойму на устье. Ножны обычно крепились к перевязи через плечо или к боевому поясу.

При Ромуле широкое распространение получили островерхие и круглые шлемы местных типов, которые иногда снабжались метал-лическим гребнем, пышным плюмажем из конского волоса или вы-сокими перьями. Для защиты тела бойца применялись широкие ко-жаные боевые пояса, имеющие большие пряжки, и доспех в виде металлической нагрудной пластины-"лорики" прямоугольной или круглой формы, которая нашивалась на кожаную или плотную матер-чатую основу, либо крепилась на груди специальными портупейными ремнями.

Особый интерес представляет находка пончообразной кирасы VIII в.до н.э. из Нарса. Она состоит из двух бронзовых пластин с закругленным нижним краем, прикрывающих грудь и спину воина почти до пояса. По всему их полю идут поясами чеканные орна-менты в виде геометрических фигур. Обе половины имеют соеди-нительные пазы на плечах и боковые застежки, которые стягива-ют нагрудную и наспинную части. Единичность и исключительность подобной находки может указывать на то, что ее функции не огра-ничивались чисто защитными, а имели более широкое значение, возможно связанное с религиозными ритуалами, относящимися к военному делу и являющимися прерогативой военного предводителя.

Щиты данного периода стали более разнообразными как по форме, так и по материалу и способу изготовления. Наиболее ши-рокое применение получили продолговатые щиты-скутумы централь-но-европейских типов, где деревянная основа обтягивалась ко-жей и укреплялась бронзовым круглым умбоном или деревянным ре-бром ромбовидной формы, наложенным снаружи вдоль щита. Доста-точно простые в изготовлении, они использовались большинством бойцов курионных отрядов.

Всадники имели небольшие круглые щиты, целиком изготовленные из нескольких слоев толстой кожи, от-формованной еще в сыром виде, что придавало им помимо легкости еще и твердость. Иногда они усиливались умбоном или украшались солярными знаками, наносимыми на поле щита минеральными краси-телями. Это были щиты местного италийского типа. сохранившего-ся с конца бронзового века.

"Целеры" получили более совершен-ные округло-выпуклые в разрезе, щиты-асписы круглой формы ран-не-греческого архаичного (т.н."дорийского") типа, занесенного в Италию с началом греческой колонизации, а возможно еще и в Позднемикенскую эпоху. Их деревянная основа обивалась воловь-ей кожей, или бронзовым листом и имела только одну рукоять-скобу в центре и широкий плечевой ремень для ношения щита за. спи-ной.

Знаком верховной власти рекса на войне был цельнобронзовый церемониальный щит, выпукло-конический в разрезе и круг-лый по форме, диаметром 0,5-1 м. Снаружи его украшали чеканные орнаментальные пояски и богато украшенный умбон, а изнутри он имел только одну бронзовую рукоять-скобу в центре.

ВОЙНЫ И ВОЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ. Войны Ромуловой эпохи делились на носящие "частный" характер и "государственный", но граница, между ними была так размыта, что нередко первые переростали во вторые или вторые завершались первыми.
В "частных" войнах участвовали небольшие отряды курий или даже отдельных родов, формируемые добровольцами из молодежи. Численность их редко достигала нескольких десятков воинов и собирались они в связи с обычаем "кровной мести", для борьбы с грабительскими рейдами соседей или для набегов на их земли с целью угона скота и захвата рабов. Такими отрядами командовали наиболее опытные и удачливые воины, чаще всего из пред-ставителей родо-племенной знати.

Во время военных действий пре-обладали тайные переходы, засады и внезапные налеты, сопровож-дающиеся поджогами, убийствами и грабежом. Пережитком эпохи матриархата был обычай, по которому схватку могли остановить женщины, совершая при этом особые ритуалы.

При большем размахе боевых действий начиналась "государственная" война, называемая "правильной", которая обставлялась различными действами, носящими сакральный характер. Сначала к противнику направлялась делегация посредников, назначаемых из нейтрального племени или государства, для улаживания конфликта мирным путем. Если их миссия не удавалась, тогда проводился обряд "объявления войны". Он заключался в выносе из святилища, посвященного божествам воины" еще не персонафицированным, свя-щенного оружия, состоящего из копья-"квирис" и щита-"анцилии".

Щит был восьмеркообразной формы и небольшого размера, цельно-бронзовым и украшенным чеканным спиралевидным орнаментом. Специально выбираемый из курионов жрец устраивал с этим оружием боевой танец-"салий".
В назначенный срок проходил сбор армии, сопровождаемый религиозными обрядами, главным из которых считался ритуал вручения рексу церемониального щита от лица Сената, как знака его власти на войне.

После обильных жертвоприношений и длительных гаданий о результатах предпринимаемого похода, при благоприят-ных результатах войско выступало на врага.

Сражение начиналось ритуальным поединком предводителей или выбранных по жребию бойцов, исход которого во многом предопределял и исход самой битвы. В самый напряженный момент сражения нередко выполнялся ритуал "самопожертвования", в котором кто-нибудь из командиров обрекал себя страшной клятвой в жертву богам и бросался в самую гущу неприятельских рядов, тем самым поднимая боевой дух соплеменников и расшатывая стойкость вра-жеских бойцов, воздействуя на их религиозное сознание.

Победа отмечалась обрядом "очищения от крови армии и ее оружия, после чего устраивался торжественный въезд полководца через украшенные ворота на колеснице-биге я в окружении наи-более прославившихся в походе бойцов. Официальным завершением компании был обряд "запирания оружия", когда священное оружие закрывалось в святилище божества воины.

РАЗВИТИЕ ТАКТИКИ. Новинкой в тактике, римской армии эпохи Ромула было применение на поле боя правильного построения, рас-члененного по фронту на центр и фланги. В центре всегда распо-лагался Ромул со своими "целерами" и в окружении курионных отрядов из трибы Рамнов, как наиболее многочисленных и воинст-венных. Пешие контингенты из триб Тадиев и Луцеров занимали фланги, где к ним присоединялась и союзные отряды из сабинов и латинов.

Боевой порядок прикрывала "молодежь", вооруженная только метательным оружием. Она обычно участвовала в завязке боя, а потом отходила за фланги и в тыл своей армии. Всадники обеспе-чивали наблюдение за передвижениями противника и формировали вместе с "целерами" ударный конный кулак. В это время пехота сдерживала вражеский натиск, "целеры" вводились в сражение по мере необходимости, или для прикрытия в пешем порядке своих отступающих отрядов, давая им время для восстановления боевого строя, или для конной атаки с целью перелома хода сражения в свою пользу.

Разбитого противника преследовали все наличные всадники до полного его уничтожения. Пехота ограничивалась за-хватом вражеского лагеря и сортировкой военной добычи и пленных.

В данный период уже можно отметить слабые зачатки искусства взятия укреплений. Для защиты от вражеских набегов древние италики, в том числе и римляне, строили свои поселения на труднодоступных вершинах холмов, на речных мысах и горных останцах, дополнительно укрепляя их каменными или высокими земляными валами, иногда усиленными глубоким рвом, имеющими поверху деревянный частокол и сторожевые вышки над воротами. Более развитые общины уже возводили каменные стены, почти непреодолимые для врага.

Самым слабым звеном обороны были ворота, в связи о чем они и являлись главной целью при штурме. Если не удавалось при внезапном налете ими овладеть, то стремились вы-манить гарнизон из-за стен притворным отступлением, выводя не-приятельских бойцов на засаду, часто приготовляемую еще заранее. После разгрома таким образом противника всадники старались во-рваться в укрепления на плечах отступающих и удержать ворота до подхода своей пехоты.

Взятые крепости подвергались грабежу, а их укрепления обычно срывались. В особых случаях местные жи-тели уводились в Рим, где распределялись между куриями, а на их место селились римские колонисты. При неудаче под стенами вражеского укрепления начиналась планомерное разорение его окрестностей, после чего Ромул уводил свои отряды домой.

По окончанию боевых действий вся военная добыча делилась между участниками похода в зависимости от их вклада в победу. При этом большая ее часть попадала в руки военачальников и всадников, считавшихся наиболее активной частью всего войска.

Н.И. Шабуров (ЕВИК "Горный щит")


На рисунках Сергея Токарева (ЕВИК "Горный щит") изображены:

1 и 2 - бойцы курионных отрядов;
3 - всадник-"целер";
4 - легковооруженный боец курионного отряда;
5 - военный предводитель-рекс (Ромул ?);
6 - всадник-аристократ конной центурии;
7 - жрец, исполняющий боевой танец-"салий".

Рисунок  Сергея Токарева

На главную